Прицеливание и стрельба

Печать

Опережение в стрельбе

Все три раздела, посвященный стрельбе, это неотъемлемые друг от друга части. И меткого попадания можно достигнуть, если использовать все аспекты. Лишь для удобства восприятия и оценки сделано условное разделение.

Важную в равной степени роль для меткой стрельбы является  выбор опережения при стрельбе. Даже в том случае, если вы висите на хвосте у противника. В любом случае самолет противника  редко  летит по строгой прямой и это следует всегда учитывать при прицеливании в момент открытия огня.

Для более точного понимания упреждения приведу простейший расчет. Самолет Мессершмит, вооруженный двумя 13 мм пулеметами MG-131 (скорострельность 900 выст/мин, начальная скорость пули 750 м/сек) и двумя пушками 20 мм «Эрликон» MG-FF (скорострельность 520 выстр/мин, начальная скорость снаряда 600 м/сек) преследует Як-3 ( длинной самолета 8,5 м)  по широкой дуге. На дистанции 300 м до самолета противника, находящегося в прицеле вы начинаете огонь. За секундный залп в момент времени =Т= будет выпущено 12,5 и 8,7 патронов соответственно пулемета и пушки. Расстояние в 300 м они преодолеют за 0,4 и 0,5 сек соответственно. За то же время Як (скорость движения 350 к м/час) пройдет за это время =Т+0,4/0,5= дистанцию 35 и 48 м. Таким образом с учетом кривизны траектории полета ваши первые пули и снаряды лягут 3,5 и 4 корпусах сзади Яка, что означает – для попадания вам следовало брать упреждение на курс самолета примерно в 3,5 корпуса для попадания при стрельбе одними пулеметами и в 4,5 корпуса при общем залпе с многочисленными попаданиями..

Стрельба с кокпитом на упреждение. При упреждение на резких виражах на средних дистанциях свыше необходимо делать упреждение в 2-5 корпусов самолета противника, в зависимости от скорости. Придется задирать кок вашего самолета, оставляя противника вне поле вашего зрения, надеясь при стрельбе только на точность рассчитанной траектории движения, приобретенный опыт  и удачу.  При коротких же дистанциях упреждение уменьшается пропорционально дистанции, что способствует более высокой точности стрельбы (визуально легче «рассчитать» упреждение), хотя стрельба так же может вестись в «слепую». Здесь уместно сообщить об учебном фильме времен 2-ой МВ, подготовленном для  обучения летчиков Люфтваффе стрельбе (документальный фильм, конечно же).. По установленной на  Мессершмите камере очень отчетливо и не раз видно, летчик идет на вираже за Мустангом Р-51 и все выстрелы производятся, когда самолет противника «исчезает» под коком мессера. Дистанция примерно метров 50-60. Важно также помнить, что при выборе упреждения на вираже (например, на правом) упреждение необходимо брать не только точно вперед по траектории движения самолета противника, перед его коком винта, но и вверх. Еще один важный момент, который влияет на точность и неразрывно связан и с упреждением,  позицией, дистанцией - это движение вашего самолета при атаке. Типичной ошибкой, приводящей часто к неточности при стрельбе может стать выравнивание курса вашего самолета для  ожидания. С надеждой, что противник маневрируя сам залезет в прицел (такое вполне возможно) или встанет в удобную для вас позицию упреждения. Может, конечно, получится. Но не так уж много шансов, да и времени у вас будет очень и очень мало для расчета точного выстрела. Все же лучше продолжать преследование, следуя  курсом противника и уже в процессе преследования так корректировать свой курс, чтобы выйти на удобную позицию.

Расчет упреждения стрельбы необходим при прицеливании, когда противник применят пикирование, или выходит из него. Но здесь можно облегчить себе задачу, если при преследовании держаться чуть сбоку от самолета противника, вследствие чего вы выиграете в обзоре (прямом визуальном контакте). Можно несомненно рассчитывать на правильность расчетного вхождения противника в прицел "вслепую. На треке 012probe показана стрельба длинными очередями, в том числе и с расчетом упреждения при «слепом» положении самолета противника.

Более просто определять упреждение при выходе противником из  проведенной горки или петли, в критических точках, где цель имеет минимальную скорость и сама плавно залезает в прицел. Ну а если «промахивается» немного, то вы можете это поправить, например, мягким управлением руля направления.

При выборе позиции стрельбы с  6 часов (вы у противника «висите» на хвосте)  не всегда эффективно наносить удар прямолинейно в фюзеляж (если, конечно, ваш самолет не обладает мощным вооружением, таким как ФВ-109-А5, или мощной пушкой, установленной через кок винта  на Як-9К, Мессершмитах серии G-6 с Мк.108). Более выгодная позиция находиться чуть ниже и чуть сбоку. А упреждение выбирается по касательной в притирку с правой или левой стороной фюзеляжа и чуть выше крыла. Правая или левая стороны выбираются, исходя из направления предполагаемого движения самолета противника. В такой позиции стрельбы легче зацепить топливный бак или двигатель, да и плоскости достанется. При атаке бронированного ФВ-190 такой метод наиболее оптимален, гораздо проще вывести самолет из строя,  так же можно, как цель, определить одну из его плоскостей.

Дистанция стрельбы

Один из самых сложных  элементов воздушного боя. Да и самый спорный в части советов и рекомендаций.

Важным условием для начала открытия огня по самолету противника является дистанция. В многочисленной специальной литературе и мемуарах известных асов речь, как правило, идет о коротких дистанциях для эффективной атаки, расстоянии от 150-100 метров и меньше. Встречаются упоминания и о меткой стрельбе с 400-500 м и даже 800 м. Но это скорее исключения из правил. Известный эксперт Люфтваффе Э. Хартман вел стрельбу с дистанции в 50 м, считая именно такую дистанцию самой эффективной. Все выше сказанное относится к атаке истребителя истребителем. Атака бомбардировщика, чей размер значительно больше, может быть начата со средних дистанций в зависимости от опыта в стрельбе конкретного пилота. В симуляторе ИЛ-2, как и в реальности, достаточно хорошо смоделирована зависимость разрушающей силы боекомплекта от дистанции. Кроме того, в  игре вы имеете возможность самостоятельно выбрать дистанцию сведения в точку вашего вооружения, тем самым добиваясь максимальной плотности огня на конкретной дистанции. При борьбе с "компом" точки сведения его огня лежит где-то в пределах 200-220 м. Стрельбу компьютерный противник начинает с дистанции примерно в 250 м.

Как правило, мало эффективно начинать ведение огня с больших дистанций длинными очередями – нерациональная трата боекомплекта. Попадания вероятно и будут, но основная масса вашего свинца содрогнет лишь воздух. Гораздо надежнее для уверенной стрельбы стараться подойти как можно ближе к противнику. С расстояния в 100 м и менее промахнуться будет уже просто сложно. По практике полетов в интернете основная часть пилотов начинает ведение огня с расстояния  200 м и ближе. Так же следует отметить, что при выборе вами в интернете сложности игры без включенного кокпита, за счет лучшего обзора эта дистанция, как правило, увеличивается до 300-350 м, а ее эффективность зависит лишь от опыта конкретного пилота.

Атака бомбардировщика. Бомбардировщик имеет значительно большие размеры и меньшую скорость и маневренность, чем истребитель, но от этого не является легкой целью. У него есть защитники-стрелки, да и уязвимость  достаточно низкая. Поэтому атака бомбардировщика (или группы) должна быть направлена на его уязвимые места – прежде всего на двигатели. Тщательно спланированная атака и верная тактика обеспечит победу. Прежде всего необходимо обезопасить свой самолет от критических попаданий стрелков, для этого необходимо проводить все атаки на высоких скоростях, быстрее выходя из сектора обстрела. Вести атаку из «мертвых» секторов для стрелков – верхней передней полусферы, боковых полусфер. Так же можно вести атаку с задней полусферы, пристраиваясь в «мертвую» зону для бортовых стрелков или используя скольжение (см. Атака Ворожейкина). При атаке группы необходимо атаковать один конкретный самолет, чтобы отделить его от строя и затем уже расправиться с ним, без огневой поддержки группы он более беззащитен. Оптимально вести атаку лишь одного из двигателей – правого или левого, так вы быстрее повредите бомбардировщик. Для четырех моторных самолетов так же подходит последовательная атака двигателей на правой или левой плоскости. Стрельба по фюзеляжу, как правило, не эффективна.  При возможности, если предстоит перехват бомбардировшика или штурмовика, выбираете более серьезное вооружение, лучше одно попадание из 37 мм пушки, чем пара десятков от пулеметов винтовочного калибра.

Позиция и ведение стрельбы

Выбор позиции для стрельбы третий решающий фактор для победы. Опять таки возвращаясь к позиции – вы на хвосте у противника – при возможности выбора лучше находиться чуть ниже и чуть сбоку, а не строго кок к хвосту, или же на одном уровне сбоку. Открывать огонь, выбрав правильно  упреждение через плоскость перед коком винта можно с уверенностью рассчитывать на эффективную атаку. При положении сбоку на полкорпуса или корпус от противника маневр можно дополнять скольжением в его сторону. В такой позиции противник получает наибольшие повреждения - двигателя, плоскости, топливных баков, проборов, так как ваша очередь последовательно пройдет от кока до киля. При атаках бронированных истребителей, как Фокке-Вульф 190, атаку лучше направлять на одну из плоскостей. К счастью они не бронированы. Одним исключением для атаки является самолет Р-39 "Аэрокобра". Его двигатель расположен сзади пилота и легко загорается при стрельбе в фюзеляж.

Так же важный фактор длительность конкретной очереди. Он важен не только с точки зрения экономии боеприпасов для ведения дальнейших боевых действий, например в бою с многочисленными противниками. Ведение огня с больших дистанций на опережение длинными очередями (по 3-4 секунды) хоть и обеспечит попадания, возможно даже многочисленные, но вероятно не даст возможности реально «свалить» поврежденный самолет противника,  при такой стрельбе у вас может не хватит боеприпасов. А вот если вы сумеете «подкрасться» практически в плотную, то секундного залпа будет достаточно чтобы нанести критические повреждения. И амуниции будет достаточно для дальнейшего боя. Так что здесь требуется определенная выдержка для момента начала огня. Стрельбу с коротких дистанций демонстрирует трек 0403001. В нем  Bf109G-6 сражается с 4-мя самолетами Як и после победы у Мессершмита еще в достатке остается амуниции для дальнейших действий. В симуляторе стрельбу и прицеливание можно разделить на два уровня сложности, с включенным кокпитом и без него. Понятно, что отключенный кокпит дает существенное облегчение в прицеливании, выборе упреждения. (Варианты с отключенным реализмом стрельбы или с неограниченным боезапасом не рассматриваются ).

Предлагаемый метод тренировки прицеливания и стрельбы. Для запоминания наиболее «удобных» вам позиций,  упреждения и других нюансов попробуйте в простом редакторе игры начинать бой против пилотов по возрастанию мастерства в режиме замедленного времени (в 2 раза) при открытии огня. Постарайтесь достичь такого боя, когда каждая ваша короткая очередь будет попадать цель (но совсем не обязательно, что противник будет сразу разваливаться на куски. Впрочем, вероятно будет, если вы используете Мк.108). После таких тренировок и переходите в реальное времени, когда вы зрительно запомните правильные (удобные для вас) позиции. Вы уже не будете понапрасну тратить патроны и ваша меткость существенно увеличится. Продвинутый метод тренировки. Выберете наиболее "удобный"для вас, как цель, самолет противника. Уровень сложности для начала установите "курсант".  При сближении с противником на 2-3 км увеличьте время в два раза и ведите в таком режиме бой до победы. Постарайтесь вбить или повредить противника, хотя это будет не так просто. По мере достижения стабильных побед,  переходите на более сложные, как цель для вас, самолеты. Следующая стадия - новый уровень противника. Необходимо отметить, что при увеличении времени в два раза практически исчезает штопор при маневре. Для контраста и визуальной эффективности проводимой тренировки можно в течении боя попробовать вернуться в реальное время.

 Стандартные положения стрельбы

По практике воздушного боя каждый пилот не задумываясь открывает огонь по самолету противника интуитивно в каждой конкретной позиции. Решение принимается на основе опыта пилота и зрительной памяти для каждой ситуации, так как рассчитывать на бумаге упреждение не составляет возможности. Не только маневры преследуемого, но и недостаточное знание стандартных позиций, опыта приводят к серьезным погрешностям в поражении цели и лишней трате боезапаса. Ниже приводятся стандартные позиции для открытия огня по самолету противника на разных моделях самолетов. При демонстрации упреждения в расчет берется  дистанция, скорость и пространственное положение противоборствующих сторон. Приведены стандартные положения для средних (от 100 до 250 м) и коротких (менее 100 м)  дистанций для самолетов:

Мессершмит Bf-109G-2 (тоже Bf-109F-4) со стандартным вооружением.

Мессершмит Bf-109G-6/AS с пушкой Мк.108.

Фокке-Вульф FW-190-A5 со стандартным вооружением.

Ла-5ФН  со стандартным вооружением.

Як-3 со стандартным вооружением.

Примеры стандартных пространственных положений с упреждением показаны на примере Мессершмита Bf-109G-2. Атака конкретными самолетами различных типов самолетов противника с указанием уязвимых точек для поражения приведена отдельно.


Мессершмит Bf-109G-2, Bf-109F-4 (стандартное вооружение: одна 20мм пушка, два 13 мм пулемета).Стрельба на развороте с набором высоты на средней дистанции. Скорость 280 км/час. Дистанция до самолета противника180 м.

На мгновенных фото показано начало стрельбы с опережением на скорости 280 км/час при преследовании на развороте  с набором высоты (на крайней правой фотографии - реальное положение цели к горизонту). Преследование ведется со следованием по курсу противника и выбором упреждения.  На фото с включенным кокпитом желтым цветом выделен самолет противника. При ведении стрельбы виден лишь кок винта преследуемого. Стрельбе со средних дистанций на опережение, особенно вслепую, требует серьезного расчета на эффективное поражение противника, а так же удачи.  Для более точного прицеливания и лучшего визуального контакта необходимо  увеличивать крен на крыло, выводя цель из слепой зоны.

 Стрельба "вслепую"

Стрельба вслепую - это метод ведения огня по самолету противника, когда в целях выбора правильного упреждения  необходимо открывать огонь с положением самолета противника под капотом вашего самолета, то есть при отсутствии непосредственного визуального контакта с противником.  Метод стрельбы "вслепую" является самым сложным приемом стрельбы, так как требует применения не только всех навыков, применяемых в стрельбе, но и интуиции с удачей. При таком ведении стрельбы требуется повышенное внимание, очень точный расчет упреждения и чувство курса движения самолета противника. Применение стрельбы вслепую часто становится необходимостью для поражения самолета противника, выполняющего постоянные и интенсивные маневры ухода как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости.

Подготовка к началу стрельбы вслепую состоит из следующий действий. Прежде всего рассчитать траекторию предполагаемого движения самолета противника. Особое внимание следует обратить на скоротечность такой подготовки, так как в период чрезмерного затягивания  преследуемый пилот может изменить курс и траекторию полета,  подготовку придется начинать заново. Одновременно с вычислением предполагаемого курса движения самолета противника необходимо так же определить свою траекторию движения на опережение и сектор возможного поражения цели. Лишь после этого приступать к стрельбе на упреждение вслепую. При подготовке стрельбы можно сделать  короткую вторичным оружием, таким образом помогая себе по трассам лучше определиться с упреждением. Стрельбу вслепую можно вести тремя методами. Метод первый- "догнать очередью" - наиболее простой. Стрельба начинается в момент,  ваш прицел поднялся над самолетом противника, и его самолет начал закрываться капотом. Открывается огонь с дальнейшим поднятием капота вашего самолета и длинная очередь как бы догоняет цель после  достижения правильного упреждения. Момент попадания не виден (исключение составляет взрыв самолета противника). Достоинства данного метода : пилот противника услышав безрезультативную  стрельбу может перестать на нее реагировать до появления реальных попаданий и не будет изменять курс движения самолета, посчитав, что предпринимаемые им меры достаточны для безопасного полета. Недостаток метода : большой расход боезапаса.

Метод второй - "заслон". Рассчитав предполагаемый курс движения самолета противника прицел поднимается заведомо выше необходимого упреждения. После чего курс вашего самолета выравнивается (прицел остается в стабильной точке горизонта) и одновременно начинается стрельба. Цель сама входит в вашу очередь, преграждающую ей движение. Данный метод эффективней применяется про больших скоростях движения противника. Достоинства метода : гарантированное попадание в самолет противника, а так же начало вынужденных дополнительных маневров самолетом противника, приводящих, как правило, к потере скорости. Дополнительная возможность в методе: после выравнивания курса и начале огня существует возможность  кратковременно восстановить визуальный креном на крыло в удобную сторону. Недостаток метода: значительный расход боекомплекта и возможность уклонения самолета противника от преграждающего огня на малых скоростях при чрезмерном выносе заградительного огня.

Метод третий. Стрельба короткой очередью в место предполагаемого нахождения самолета противника. Самый сложный метод стрельбы вслепую, когда момент открытия стрельбы  определяется сверх точным расчетом и интуицией. Однако самый неожиданный для противника и при верном расчете оставляет мало шансов на уклонение самолету противника.

Стрельба с длинных дистанций

Стрельба с длинных дистанций является достаточно спорным моментом в необходимости нанесения удара по самолету противника. Но в ряде позиций точный  выстрел с значительной дистанции в 500-700 м может принести не только психологическое преимущество перед противником, но и нанести его самолету повреждения, которые скажутся на дальнейшем противоборстве сторон. Прежде всего необходимо отметить, что "снайперская" стрельба практически невозможна по самолету противника, осуществляющему интенсивное маневрирование и предполагает позицию, в которой цель следует прямолинейным курсом. Это может быть не только горизонтальный полет, но и  прямолинейный полет с набором высоты (горка) или попытка отрыва в пикировании.

Для  атаки с значительной дистанции прежде всего необходимо иметь достаточное четкое представление о дистанции до самолета противника. В случае, если над целью есть маркеры, с указанием дистанции, то это не вызывает затруднений, но в ситуации большего реализма без определенных знаний обойтись невозможно. Для определения дистанции до цели в полной реалистичности полета необходимо расчет дистанции до цели определять с помощью прицела вашего самолета. И самое оптимальное выставить вид "прильнуть к прицелу", так как именно он позволит вам осуществить расчет с наибольшей точностью. Зная прицел выбранного вами самолета и ориентируя размер самолета с рисками шкалы боковых поправок можно достаточно точно рассчитать дистанцию до противника. Пример расчета дистанции до самолета противника показан на прицельных схемах прицелов самолетов Bf-109G и P-39. Для своего "коронного" самолета вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Шкала боковых поправок (вертикальные насечки на горизонтальной линии прицела) сделана с достаточной точностью и запоминание дистанций не вызовет особого труда.

Для осуществления выстрела с длинных дистанций необходимо так же провести вынос прицела по рискам для стрельбы на дальность - это горизонтальные черточки на вертикальной линии прицела.  Первая риска служит точкой прицеливания с дистанции в 500 м, вторая для стрельбы с 1000 м. Для дистанций в 600, 700 м и так далее, точка прицела на вертикальной прицельной планке выбирается расчетно пилотом.  Что и показано на прилагаемом рисунке.

При стрельбе на длинных дистанциях прицел конкретного самолета достаточно точно привязан с характеристикам его основного вооружения, так прицельная сетка самолета Р-39  достаточно верно учитывает траекторию (кривизну) полета снаряда основного оружия. В то же время следует отметить, что при установке на самолет дополнительного вооружения, например подкрыльевых гондол  с пушками на Мессершмитах, полет снарядов учитывается прицелом менее точно, чем основное оружие.

Для ведения огня с длинных дистанций по самолету противника, кроме точного прицеливания и расчета дистанции, как и в любой снайперской стрельбе значительную роль играет положение руки виртуального пилота.  Требование значительной точности обуславливают жесткое закрепление локтя вашей  руки, которая не только ведет самолет, но и нажимает кнопки джойстика для открытия огня. Совершенно неверно будет держать руку на весу или прижатой к туловищу. Даже спокойное дыхание будет незаметно для вас отклонять на кисть. Можно воспользоваться второй свободной рукой, открывая огонь с клавиатуры, но как правило, на это не хватает времени. Поэтому одним из факторов, влияющим на успешную стрельбу с длинных дистанций, можно назвать жестко закрепленный локоть (опущенный к примеру на подлокотник кресла) с управлением самолетом и выводом прицела исключительно кистью руки.

end faq

Все три раздела, посвященный стрельбе, это неотъемлемые друг от друга части. И меткого попадания можно достигнуть, если использовать все аспекты. Лишь для удобства восприятия и оценки сделано условное разделение.

Важную в равной степени роль для меткой стрельбы является  выбор опережения при стрельбе. Даже в том случае, если вы висите на хвосте у противника. В любом случае самолет противника  редко  летит по строгой прямой и это следует всегда учитывать при прицеливании в момент открытия огня.

Для более точного понимания упреждения приведу простейший расчет. Самолет Мессершмит, вооруженный двумя 13 мм пулеметами MG-131 (скорострельность 900 выст/мин, начальная скорость пули 750 м/сек) и двумя пушками 20 мм «Эрликон» MG-FF (скорострельность 520 выстр/мин, начальная скорость снаряда 600 м/сек) преследует Як-3 ( длинной самолета 8,5 м)  по широкой дуге. На дистанции 300 м до самолета противника, находящегося в прицеле вы начинаете огонь. За секундный залп в момент времени =Т= будет выпущено 12,5 и 8,7 патронов соответственно пулемета и пушки. Расстояние в 300 м они преодолеют за 0,4 и 0,5 сек соответственно. За то же время Як (скорость движения 350 к м/час) пройдет за это время =Т+0,4/0,5= дистанцию 35 и 48 м. Таким образом с учетом кривизны траектории полета ваши первые пули и снаряды лягут 3,5 и 4 корпусах сзади Яка, что означает – для попадания вам следовало брать упреждение на курс самолета примерно в 3,5 корпуса для попадания при стрельбе одними пулеметами и в 4,5 корпуса при общем залпе с многочисленными попаданиями..

Стрельба с кокпитом на упреждение. При упреждение на резких виражах на средних дистанциях свыше необходимо делать упреждение в 2-5 корпусов самолета противника, в зависимости от скорости. Придется задирать кок вашего самолета, оставляя противника вне поле вашего зрения, надеясь при стрельбе только на точность рассчитанной траектории движения, приобретенный опыт  и удачу.  При коротких же дистанциях упреждение уменьшается пропорционально дистанции, что способствует более высокой точности стрельбы (визуально легче «рассчитать» упреждение), хотя стрельба так же может вестись в «слепую». Здесь уместно сообщить об учебном фильме времен 2-ой МВ, подготовленном для  обучения летчиков Люфтваффе стрельбе (документальный фильм, конечно же).. По установленной на  Мессершмите камере очень отчетливо и не раз видно, летчик идет на вираже за Мустангом Р-51 и все выстрелы производятся, когда самолет противника «исчезает» под коком мессера. Дистанция примерно метров 50-60. Важно также помнить, что при выборе упреждения на вираже (например, на правом) упреждение необходимо брать не только точно вперед по траектории движения самолета противника, перед его коком винта, но и вверх. Еще один важный момент, который влияет на точность и неразрывно связан и с упреждением,  позицией, дистанцией - это движение вашего самолета при атаке. Типичной ошибкой, приводящей часто к неточности при стрельбе может стать выравнивание курса вашего самолета для  ожидания. С надеждой, что противник маневрируя сам залезет в прицел (такое вполне возможно) или встанет в удобную для вас позицию упреждения. Может, конечно, получится. Но не так уж много шансов, да и времени у вас будет очень и очень мало для расчета точного выстрела. Все же лучше продолжать преследование, следуя  курсом противника и уже в процессе преследования так корректировать свой курс, чтобы выйти на удобную позицию.

Расчет упреждения стрельбы необходим при прицеливании, когда противник применят пикирование, или выходит из него. Но здесь можно облегчить себе задачу, если при преследовании держаться чуть сбоку от самолета противника, вследствие чего вы выиграете в обзоре (прямом визуальном контакте). Можно несомненно рассчитывать на правильность расчетного вхождения противника в прицел "вслепую. На треке 012probe показана стрельба длинными очередями, в том числе и с расчетом упреждения при «слепом» положении самолета противника.

Более просто определять упреждение при выходе противником из  проведенной горки или петли, в критических точках, где цель имеет минимальную скорость и сама плавно залезает в прицел. Ну а если «промахивается» немного, то вы можете это поправить, например, мягким управлением руля направления.

При выборе позиции стрельбы с  6 часов (вы у противника «висите» на хвосте)  не всегда эффективно наносить удар прямолинейно в фюзеляж (если, конечно, ваш самолет не обладает мощным вооружением, таким как ФВ-109-А5, или мощной пушкой, установленной через кок винта  на Як-9К, Мессершмитах серии G-6 с Мк.108). Более выгодная позиция находиться чуть ниже и чуть сбоку. А упреждение выбирается по касательной в притирку с правой или левой стороной фюзеляжа и чуть выше крыла. Правая или левая стороны выбираются, исходя из направления предполагаемого движения самолета противника. В такой позиции стрельбы легче зацепить топливный бак или двигатель, да и плоскости достанется. При атаке бронированного ФВ-190 такой метод наиболее оптимален, гораздо проще вывести самолет из строя,  так же можно, как цель, определить одну из его плоскостей.


Дистанция стрельбы 

Один из самых сложных  элементов воздушного боя. Да и самый спорный в части советов и рекомендаций.

Важным условием для начала открытия огня по самолету противника является дистанция. В многочисленной специальной литературе и мемуарах известных асов речь, как правило, идет о коротких дистанциях для эффективной атаки, расстоянии от 150-100 метров и меньше. Встречаются упоминания и о меткой стрельбе с 400-500 м и даже 800 м. Но это скорее исключения из правил. Известный эксперт Люфтваффе Э. Хартман вел стрельбу с дистанции в 50 м, считая именно такую дистанцию самой эффективной. Все выше сказанное относится к атаке истребителя истребителем. Атака бомбардировщика, чей размер значительно больше, может быть начата со средних дистанций в зависимости от опыта в стрельбе конкретного пилота. В симуляторе ИЛ-2, как и в реальности, достаточно хорошо смоделирована зависимость разрушающей силы боекомплекта от дистанции. Кроме того, в  игре вы имеете возможность самостоятельно выбрать дистанцию сведения в точку вашего вооружения, тем самым добиваясь максимальной плотности огня на конкретной дистанции. При борьбе с "компом" точки сведения его огня лежит где-то в пределах 200-220 м. Стрельбу компьютерный противник начинает с дистанции примерно в 250 м.  

Как правило, мало эффективно начинать ведение огня с больших дистанций длинными очередями – нерациональная трата боекомплекта. Попадания вероятно и будут, но основная масса вашего свинца содрогнет лишь воздух. Гораздо надежнее для уверенной стрельбы стараться подойти как можно ближе к противнику. С расстояния в 100 м и менее промахнуться будет уже просто сложно. По практике полетов в интернете основная часть пилотов начинает ведение огня с расстояния  200 м и ближе. Так же следует отметить, что при выборе вами в интернете сложности игры без включенного кокпита, за счет лучшего обзора эта дистанция, как правило, увеличивается до 300-350 м, а ее эффективность зависит лишь от опыта конкретного пилота.

Атака бомбардировщика. Бомбардировщик имеет значительно большие размеры и меньшую скорость и маневренность, чем истребитель, но от этого не является легкой целью. У него есть защитники-стрелки, да и уязвимость  достаточно низкая. Поэтому атака бомбардировщика (или группы) должна быть направлена на его уязвимые места – прежде всего на двигатели. Тщательно спланированная атака и верная тактика обеспечит победу. Прежде всего необходимо обезопасить свой самолет от критических попаданий стрелков, для этого необходимо проводить все атаки на высоких скоростях, быстрее выходя из сектора обстрела. Вести атаку из «мертвых» секторов для стрелков – верхней передней полусферы, боковых полусфер. Так же можно вести атаку с задней полусферы, пристраиваясь в «мертвую» зону для бортовых стрелков или используя скольжение (см. Атака Ворожейкина). При атаке группы необходимо атаковать один конкретный самолет, чтобы отделить его от строя и затем уже расправиться с ним, без огневой поддержки группы он более беззащитен. Оптимально вести атаку лишь одного из двигателей – правого или левого, так вы быстрее повредите бомбардировщик. Для четырех моторных самолетов так же подходит последовательная атака двигателей на правой или левой плоскости. Стрельба по фюзеляжу, как правило, не эффективна.  При возможности, если предстоит перехват бомбардировшика или штурмовика, выбираете более серьезное вооружение, лучше одно попадание из 37 мм пушки, чем пара десятков от пулеметов винтовочного калибра.


Позиция и ведение стрельбы

Выбор позиции для стрельбы третий решающий фактор для победы. Опять таки возвращаясь к позиции – вы на хвосте у противника – при возможности выбора лучше находиться чуть ниже и чуть сбоку, а не строго кок к хвосту, или же на одном уровне сбоку. Открывать огонь, выбрав правильно  упреждение через плоскость перед коком винта можно с уверенностью рассчитывать на эффективную атаку. При положении сбоку на полкорпуса или корпус от противника маневр можно дополнять скольжением в его сторону. В такой позиции противник получает наибольшие повреждения - двигателя, плоскости, топливных баков, проборов, так как ваша очередь последовательно пройдет от кока до киля. При атаках бронированных истребителей, как Фокке-Вульф 190, атаку лучше направлять на одну из плоскостей. К счастью они не бронированы. Одним исключением для атаки является самолет Р-39 "Аэрокобра". Его двигатель расположен сзади пилота и легко загорается при стрельбе в фюзеляж.

Так же важный фактор длительность конкретной очереди. Он важен не только с точки зрения экономии боеприпасов для ведения дальнейших боевых действий, например в бою с многочисленными противниками. Ведение огня с больших дистанций на опережение длинными очередями (по 3-4 секунды) хоть и обеспечит попадания, возможно даже многочисленные, но вероятно не даст возможности реально «свалить» поврежденный самолет противника,  при такой стрельбе у вас может не хватит боеприпасов. А вот если вы сумеете «подкрасться» практически в плотную, то секундного залпа будет достаточно чтобы нанести критические повреждения. И амуниции будет достаточно для дальнейшего боя. Так что здесь требуется определенная выдержка для момента начала огня. Стрельбу с коротких дистанций демонстрирует трек 0403001. В нем  Bf109G-6 сражается с 4-мя самолетами Як и после победы у Мессершмита еще в достатке остается амуниции для дальнейших действий. В симуляторе стрельбу и прицеливание можно разделить на два уровня сложности, с включенным кокпитом и без него. Понятно, что отключенный кокпит дает существенное облегчение в прицеливании, выборе упреждения. (Варианты с отключенным реализмом стрельбы или с неограниченным боезапасом не рассматриваются ).

Предлагаемый метод тренировки прицеливания и стрельбы. Для запоминания наиболее «удобных» вам позиций,  упреждения и других нюансов попробуйте в простом редакторе игры начинать бой против пилотов по возрастанию мастерства в режиме замедленного времени (в 2 раза) при открытии огня. Постарайтесь достичь такого боя, когда каждая ваша короткая очередь будет попадать цель (но совсем не обязательно, что противник будет сразу разваливаться на куски. Впрочем, вероятно будет, если вы используете Мк.108). После таких тренировок и переходите в реальное времени, когда вы зрительно запомните правильные (удобные для вас) позиции. Вы уже не будете понапрасну тратить патроны и ваша меткость существенно увеличится. Продвинутый метод тренировки. Выберете наиболее "удобный"для вас, как цель, самолет противника. Уровень сложности для начала установите "курсант".  При сближении с противником на 2-3 км увеличьте время в два раза и ведите в таком режиме бой до победы. Постарайтесь вбить или повредить противника, хотя это будет не так просто. По мере достижения стабильных побед,  переходите на более сложные, как цель для вас, самолеты. Следующая стадия - новый уровень противника. Необходимо отметить, что при увеличении времени в два раза практически исчезает штопор при маневре. Для контраста и визуальной эффективности проводимой тренировки можно в течении боя попробовать вернуться в реальное время.

 


Стандартные положения стрельбы

По практике воздушного боя каждый пилот не задумываясь открывает огонь по самолету противника интуитивно в каждой конкретной позиции. Решение принимается на основе опыта пилота и зрительной памяти для каждой ситуации, так как рассчитывать на бумаге упреждение не составляет возможности. Не только маневры преследуемого, но и недостаточное знание стандартных позиций, опыта приводят к серьезным погрешностям в поражении цели и лишней трате боезапаса. Ниже приводятся стандартные позиции для открытия огня по самолету противника на разных моделях самолетов. При демонстрации упреждения в расчет берется  дистанция, скорость и пространственное положение противоборствующих сторон. Приведены стандартные положения для средних (от 100 до 250 м) и коротких (менее 100 м)  дистанций для самолетов:

Мессершмит Bf-109G-2 (тоже Bf-109F-4) со стандартным вооружением.

Мессершмит Bf-109G-6/AS с пушкой Мк.108.

Фокке-Вульф FW-190-A5 со стандартным вооружением.

Ла-5ФН  со стандартным вооружением.

Як-3 со стандартным вооружением. 

Примеры стандартных пространственных положений с упреждением показаны на примере Мессершмита Bf-109G-2. Атака конкретными самолетами различных типов самолетов противника с указанием уязвимых точек для поражения приведена отдельно.  


Мессершмит Bf-109G-2, Bf-109F-4 (стандартное вооружение: одна 20мм пушка, два 13 мм пулемета).Стрельба на развороте с набором высоты на средней дистанции. Скорость 280 км/час. Дистанция до самолета противника180 м.

На мгновенных фото показано начало стрельбы с опережением на скорости 280 км/час при преследовании на развороте  с набором высоты (на крайней правой фотографии - реальное положение цели к горизонту). Преследование ведется со следованием по курсу противника и выбором упреждения.  На фото с включенным кокпитом желтым цветом выделен самолет противника. При ведении стрельбы виден лишь кок винта преследуемого. Стрельбе со средних дистанций на опережение, особенно вслепую, требует серьезного расчета на эффективное поражение противника, а так же удачи.  Для более точного прицеливания и лучшего визуального контакта необходимо  увеличивать крен на крыло, выводя цель из слепой зоны. 

 


Стрельба "вслепую"

Стрельба вслепую - это метод ведения огня по самолету противника, когда в целях выбора правильного упреждения  необходимо открывать огонь с положением самолета противника под капотом вашего самолета, то есть при отсутствии непосредственного визуального контакта с противником.  Метод стрельбы "вслепую" является самым сложным приемом стрельбы, так как требует применения не только всех навыков, применяемых в стрельбе, но и интуиции с удачей. При таком ведении стрельбы требуется повышенное внимание, очень точный расчет упреждения и чувство курса движения самолета противника. Применение стрельбы вслепую часто становится необходимостью для поражения самолета противника, выполняющего постоянные и интенсивные маневры ухода как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости.

Подготовка к началу стрельбы вслепую состоит из следующий действий. Прежде всего рассчитать траекторию предполагаемого движения самолета противника. Особое внимание следует обратить на скоротечность такой подготовки, так как в период чрезмерного затягивания  преследуемый пилот может изменить курс и траекторию полета,  подготовку придется начинать заново. Одновременно с вычислением предполагаемого курса движения самолета противника необходимо так же определить свою траекторию движения на опережение и сектор возможного поражения цели. Лишь после этого приступать к стрельбе на упреждение вслепую. При подготовке стрельбы можно сделать  короткую вторичным оружием, таким образом помогая себе по трассам лучше определиться с упреждением. Стрельбу вслепую можно вести тремя методами. Метод первый- "догнать очередью" - наиболее простой. Стрельба начинается в момент,  ваш прицел поднялся над самолетом противника, и его самолет начал закрываться капотом. Открывается огонь с дальнейшим поднятием капота вашего самолета и длинная очередь как бы догоняет цель после  достижения правильного упреждения. Момент попадания не виден (исключение составляет взрыв самолета противника). Достоинства данного метода : пилот противника услышав безрезультативную  стрельбу может перестать на нее реагировать до появления реальных попаданий и не будет изменять курс движения самолета, посчитав, что предпринимаемые им меры достаточны для безопасного полета. Недостаток метода : большой расход боезапаса.

Метод второй - "заслон". Рассчитав предполагаемый курс движения самолета противника прицел поднимается заведомо выше необходимого упреждения. После чего курс вашего самолета выравнивается (прицел остается в стабильной точке горизонта) и одновременно начинается стрельба. Цель сама входит в вашу очередь, преграждающую ей движение. Данный метод эффективней применяется про больших скоростях движения противника. Достоинства метода : гарантированное попадание в самолет противника, а так же начало вынужденных дополнительных маневров самолетом противника, приводящих, как правило, к потере скорости. Дополнительная возможность в методе: после выравнивания курса и начале огня существует возможность  кратковременно восстановить визуальный креном на крыло в удобную сторону. Недостаток метода: значительный расход боекомплекта и возможность уклонения самолета противника от преграждающего огня на малых скоростях при чрезмерном выносе заградительного огня.

Метод третий. Стрельба короткой очередью в место предполагаемого нахождения самолета противника. Самый сложный метод стрельбы вслепую, когда момент открытия стрельбы  определяется сверх точным расчетом и интуицией. Однако самый неожиданный для противника и при верном расчете оставляет мало шансов на уклонение самолету противника.


Стрельба с длинных дистанций

Стрельба с длинных дистанций является достаточно спорным моментом в необходимости нанесения удара по самолету противника. Но в ряде позиций точный  выстрел с значительной дистанции в 500-700 м может принести не только психологическое преимущество перед противником, но и нанести его самолету повреждения, которые скажутся на дальнейшем противоборстве сторон. Прежде всего необходимо отметить, что "снайперская" стрельба практически невозможна по самолету противника, осуществляющему интенсивное маневрирование и предполагает позицию, в которой цель следует прямолинейным курсом. Это может быть не только горизонтальный полет, но и  прямолинейный полет с набором высоты (горка) или попытка отрыва в пикировании.

Для  атаки с значительной дистанции прежде всего необходимо иметь достаточное четкое представление о дистанции до самолета противника. В случае, если над целью есть маркеры, с указанием дистанции, то это не вызывает затруднений, но в ситуации большего реализма без определенных знаний обойтись невозможно. Для определения дистанции до цели в полной реалистичности полета необходимо расчет дистанции до цели определять с помощью прицела вашего самолета. И самое оптимальное выставить вид "прильнуть к прицелу", так как именно он позволит вам осуществить расчет с наибольшей точностью. Зная прицел выбранного вами самолета и ориентируя размер самолета с рисками шкалы боковых поправок можно достаточно точно рассчитать дистанцию до противника. Пример расчета дистанции до самолета противника показан на прицельных схемах прицелов самолетов Bf-109G и P-39. Для своего "коронного" самолета вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Шкала боковых поправок (вертикальные насечки на горизонтальной линии прицела) сделана с достаточной точностью и запоминание дистанций не вызовет особого труда.

Для осуществления выстрела с длинных дистанций необходимо так же провести вынос прицела по рискам для стрельбы на дальность - это горизонтальные черточки на вертикальной линии прицела.  Первая риска служит точкой прицеливания с дистанции в 500 м, вторая для стрельбы с 1000 м. Для дистанций в 600, 700 м и так далее, точка прицела на вертикальной прицельной планке выбирается расчетно пилотом.  Что и показано на прилагаемом рисунке.

  При стрельбе на длинных дистанциях прицел конкретного самолета достаточно точно привязан с характеристикам его основного вооружения, так прицельная сетка самолета Р-39  достаточно верно учитывает траекторию (кривизну) полета снаряда основного оружия. В то же время следует отметить, что при установке на самолет дополнительного вооружения, например подкрыльевых гондол  с пушками на Мессершмитах, полет снарядов учитывается прицелом менее точно, чем основное оружие.

Для ведения огня с длинных дистанций по самолету противника, кроме точного прицеливания и расчета дистанции, как и в любой снайперской стрельбе значительную роль играет положение руки виртуального пилота.  Требование значительной точности обуславливают жесткое закрепление локтя вашей  руки, которая не только ведет самолет, но и нажимает кнопки джойстика для открытия огня. Совершенно неверно будет держать руку на весу или прижатой к туловищу. Даже спокойное дыхание будет незаметно для вас отклонять на кисть. Можно воспользоваться второй свободной рукой, открывая огонь с клавиатуры, но как правило, на это не хватает времени. Поэтому одним из факторов, влияющим на успешную стрельбу с длинных дистанций, можно назвать жестко закрепленный локоть (опущенный к примеру на подлокотник кресла) с управлением самолетом и выводом прицела исключительно кистью руки.